Среди популярных занятий досуга – шахматы, шашки, нарды. История возникновения популярных игр связана с древними занятиями императоров. Римлянин Зенон проводил свободное время за передвижением жетонов в Табуле, в Месопотамии превалировала Ура, иранцы «резались» 60 фишками и двумя костями, индийцы придумали Чатранг-Намак. После крестовых походов на Восток нарды захватили умы европейских вельмож и простых людей.
Позже состязательные правила распространились на все континенты благодаря мореплавателям и путешественникам. В России много поклонников интеллектуального досуга: почти все знают, как играть в современные нарды – основные понятия и правила для начинающих описаны подробно в обучающей статье. До сих пор процесс состязания вызывает неподдельный интерес у народов Азии, Закавказья и других стран Востока.
- Как научиться играть в нарды с нуля самостоятельно
- Подготовка к игре
- Необходимый инвентарь
- Как выглядит доска
- Правила расставления фишек
- Определение права первого хода
- Броски кубиков и движение шашек
- Ограничения в движении и бросках кубиков
- Виды побед
- Игра в нарды пошагово: инструкция для начинающих
- Классические нарды
- Правила игры в длинные нарды
- Как играть в короткие нарды: правила
- Бешенные
- Американка
- Гюльбар
- Голландский триктрак
- Как выиграть в длинные нарды: секреты и тактика
- Полезные советы и общие рекомендации профессиональных игроков
- Обучающее видео по игре в нарды
Как научиться играть в нарды с нуля самостоятельно
После приобретения игральной доски с прочим инвентарем узнают правила, по которым двигают шашки и выбрасывают кости. Опытные нардисты рекомендуют начинать обучение со следующих шагов:
- подготовка инвентаря;
- поиск партнера с опытом, который укажет на ошибки, напомнит стратегии для перестановки диспозиции черных либо белых фигурок;
- пересмотр обучающих видео в Ютубе популярных блогеров;
- заучивание терминологии, правил передвижения фишек;
- опытные игроки рекомендуют начинать с простых шагов;
- сложные комбинации записывают или схематично изображают на бумаге.
Подготовка к игре
Пригласив партнера на очередную партию, готовят подставку или стол, на котором располагают доску в раскрытом виде. Столик удобной высоты ставят в центре комнаты, для каждого играющего в нарды готовят стул, подходящий под высоту поверхности, где будет лежать доска. Габаритные размеры должны быть достаточными для хранения снятых шашек, стакана для костей.
Читайте также: Как научиться играть в домино
Туры продолжаются долго – многое зависит от везения игроков, поэтому в процессе состязания участники пьют кофе, чай, другие напитки. На столе должно оставаться место для расположения подноса с заварочным чайником и чашками.
Захватывающий процесс манипуляций с жетонами любят многие, поэтому на турнир приходят болельщики. Для зрителей предусматривают место рядом с игральным столом – на стульях, на диване, чтобы для гостей создать комфортную атмосферу.
Необходимый инвентарь
Любовь к нардам обусловлена не только простыми правилами, но и минимальным набором принадлежностей. Для игры необходимо расставить:
- прямоугольной формы доску, которую раскрывают для создания игрального двухсекционного поля;
- внутри доски хранят шашки – круглые, цилиндрической, слегка приплюснутой формы, одинаковые фигуры;
- стакан для расколачивания костей;
- кубики с нанесенными точками контрастного цвета – 2 штуки или две пары. Игральные кости представлены в виде маленьких кубиков правильной формы, которые имеют разное количество точек белого цвета – 1, 2, 3, 4, 5, 6. Для каждого участника предусмотрена отдельная пара костей.
Сколько фишек в нардах должно быть: всего 30 фишек, каждый из соперников получает по 15 штук, их цвета игроки выбирают самостоятельно
Как выглядит доска
Главным элементом инвентаря является доска – современное исполнение учитывает основные игральные функции. Дизайн изделия не уступает по красочности и колориту.
- Для изготовления используют натуральную древесину, которой подбирают фон, матируют, придают состаренный дорогой оттенок. Подарочные экземпляры оформляют с резьбой и красивым декором – картинкой в традициях Востока.
- Большинство досок выполнены из шлифованной фанеры с толщиной одного листа 4-6 мм. Поверх приклеивают рейки длиной 22 мм для создания лунок.
- При оформленииприменяют морилку, лак, аппарат для выжигания, лобзик.
В результате ручной работы мастера доска выглядит как ценный подарочный экземпляр. Две части изделия соединяют стандартными петлями либо завесами. Для закрытия доски крепят аккуратные замочки – для фурнитуры применяют состаренные бронзированные цвета с оттененными переходами. При закрытии двух половин внутри получается пространство для хранения шашек, кубиков.
Доска для нард – самодостаточный предмет, вмещающий игральный реквизит. При наличии горизонтальной плоскости в виде столика, подставки, начинают игру в любом месте – в холле общественных зданий, в поезде, в гостинице, в торговом центре, в парке, сквере и других местах.
Правила расставления фишек
Каждый игрок имеет одинаковое количество фишек – 15 шашечек белого и 15 черного цвета. Внутренняя часть доски разукрашена в виде схемы – при развороте получают горизонтальное поле, на котором нанесены пункты.
На горизонтальной плоскости открывается двадцать четыре вытянутых треугольника, основания которых находятся с двух сторон торцевой части плоскости. Высота пункта составляет половину длины деревянного изделия. В основании позиции для жетонов пронумерованы от 1 до 24.
Для удобства графического и визуального восприятия пункты имеют два цветовых варианта – четные светлее, нечетные – темнее. Картинки показывают, где расположить пешки каждого участника.
Жетоны передвигают по пунктам в зависимости от выпавшей суммы числа на двух кубиках. Например, на каждой стороне кости получилось 4 и 2. Соответственно, 4+2=6. Здесь нардист проявляет смекалку и передвигает фишку на шесть позиций либо две шашечки – одну на 4 пункта, другую – на два.
Иногда необходимо дальше продвинуть шашку, в других случаях занять оборонительную позицию и продвигаться широким фронтом, но небольшими шажками.
Перед началом состязаний пешки расставляют по краю игрального поля – по диагонали белые и черные. В правом верхнем углу находится «Голова» – это место для белых фишек, внизу – крайне правый угол – для черных фигур. Направление ходов сохраняют против часовой стрелки.
Определение права первого хода
Право первого хода определяет жребий – два кубика подбрасывает каждый игрок. Доминирующее право остается у того, кому выпало большее количество очков. Кости подбрасывают над игровым полем, так как доска имеет ограничительные рейки по краям и не дает разлететься кубикам в разные стороны. Кубики имеют тяжелый вес – хорошо приземляются на одну из сторон, выпадая из стакана и указывая количество очков каждому нардисту.
Броски кубиков и движение шашек
Перед каждым ходом бросают костяные кубики – участник выбрасывает содержимое стакана на свою половину игрового поля, чтобы определить количество пунктов для перестановки фишки. Движение пешек происходит по следующим правилам:
- Направление против часовой стрелки.
- При выпадении на костях одинакового числа ход одной или двух шашек удваивается. Например, если выпало 4 и 4 очка, значит количество перешагиваний по пунктам составит 8 и 8. Данная комбинация будет называться «дубль» хода.
- Среди стандартных правил для новичков отмечают понятный прием – на одну позицию ставят более одного жетона определенного игрока.
- Полный обход поля не означает завершение и выход к итогу. При возвращении в дом шашки по мере выпадения очков выбрасывают за пределы доски. Победителем станет тот участник, который выполнит задание первым.
Ограничения в движении и бросках кубиков
Нарды учитывают стандартные правила и ограничительные ситуации, когда положение фишек либо выпадение очков не подходит под предусмотренные варианты:
- Опытные игроки стремятся аккуратно подбрасывать кубики, чтобы залетали на «свою» половину. Если одна из подброшенных костей падает на часть поля противника, результат очей обнуляют – подбрасывание проводят повторно. Данное ограничение действует на кубик, стоящий ребром либо упавший на шашку.
- Жетон не ставят на позицию, где находится пешка соперника.
- Ход переходит сопернику, если участник поединка не может сделать ни одну перестановку.
- Каждый из играющих совершает полный ход – сумму шагов с двух кубиков.
- Если необходимо сделать выбор на одну из выпавшей позиции, предпочтение отдают большему числу.
Виды побед
Веселый досуг и азарт в нардах обеспечены, так как удовольствие доставляет процесс состязания и победа. Выигрыш наступает в следующих комбинациях:
- при быстром достижении цели и опережении соперника на несколько ходов – удалении всех шашек с доски;
- вариант «кокс» считают достигнутым, когда на поле фишки противника заперты и не могут сделать очередной ход;
- вариант «марс» наступает, когда пешки конкурента перешли на другую часть доски, но не дошли до дома;
- комбинация «домашний марс» получается проще, когда соперник довел шашечки до начального положения, но не успел вывести за пределы игрового поля.
Игра в нарды пошагово: инструкция для начинающих
Прежде чем перейти к рассмотрению правил игры в нарды расскажем несколько основных понятий, принятых среди игроков:
Понятие | Что означает |
Дом | Крайняя четверть игрового поля, куда передвигаются шашки, чтобы снять с доски |
Блот | Ячейка, занятая одной фишкой |
Снятие шашек | Перемещение из собственной домашней четверти за границы игрового поля |
Куб Даве | Предложение игрока об удвоении ставки. Выполняется до броска зар, но не раньше, чем сделан первый ход.
Если соперник откажется, засчитывается поражение и выплачивается исходная ставка. В случае согласия ставка удваивается |
Бивер | Ситуация с поддержанным Даве и моментальным новым удвоением. Применяется по взаимной договоренности |
Дубль | Равное число очков при броске игральных костей |
Марс | Бешеный проигрыш, когда с доски не получилось снять ни одной шашки. В противном случае количество заработанных очков равняется числу оставшегося у соперника на игровом поле |
Якорь | Пункт, одновременно занятый несколькими фишками |
Зары | Две игровых кости, бросаемые игроками |
Матч | Договоренное количество партий |
Бар | Разделение игровой доски, куда в короткой партии выкладываются сбитые шашки |
Ставка | Размер суммы выигрыша |
Голова | В длинной партии – начальное построение всех пятнадцати фишек на одной угловой ячейке игрового поля |
Нарды – игра, связанная с удачей, так как многое зависит от выпадающей на костях комбинации. Но в процессе расставления пешек по пунктам остается задача продумывания стратегии. Важно не только стремиться перемещать фишки по полю, но и не позволить противнику занять свободные позиции. Инструкция для начинающих выглядит следующим образом:
- проводят жребий для определения права первого хода;
- далее выбрасывают кубики для подсчета позиции первой шашки – одной или двух фигур;
- соблюдают правила, не спеша делают каждый ход, продумывают не только свои маневры, но просчитывают возможности противника;
- первый жетон снимают с одного вертикального ряда в направлении, противоположном часовой стрелке;
- пешку переставляют на пустую ячейку, на ранее передвинутую фишку того же цвета, на выбранный пункт;
- вертикальный ряд ограничивает снятие жетонов – за один ход допускают взятие только одной шашки. На втором, третьем шагах и так далее, пешку берут с поля, а не с вертикального ряда;
- если ход попадает на пункт, где стоит шашка противника, участник нард пропускает выпавшую комбинацию;
- хорошая расстановка «дубль» позволяет удвоить число очков на каждом кубике и существенно продвинуть две или одну шашки;
- после перемещения фишек в «Дом», процесс продолжается до окончательного удаления фигур за пределы игрального поля.
Классические нарды
Стандартные правила нард предполагают соблюдение существующих правил:
- Выбрасывают кости для определения права первого хода.
- Правильно расстанавливают шашки по верхнему правому углу «своего» поля в вертикальный ряд, накладывая один жетон на другой.
- При первом ходе разрешают снимать одну фишку. Две шашечки берут в случае выпадения комбинации «дубль».
- Направление перемещений пешек всегда идет против часовой стрелки.
- На пункт, где стоит жетон другого цвета – пешки противника – запрещено ставить «свою» фигурку.
- На один пункт запрещают ставить шашки разных игроков.
- Целью игры остается перемещение пешек в «дом», а затем постепенное удаление с поля.
Правила игры в длинные нарды
Длинные нарды предполагают распределение игровой доски на зоны:
- свой дом и двор;
- двор и дом соперника.
Для передвижения шашек по доске используют цветовую схему пунктов, разметку, цифровые значения каждой ячейки. Длинные нарды отличаются от коротких первоначальной диспозицией пешек – вертикальный ряд, аккуратно уложенных одна на одну фишку в правом верхнем углу «своего» дома.
Перестановка длинных комбинаций нард запрещает сбивать либо удалять с поля жетоны противника, если они стоят в нужной по количеству баллов лунке.
Перемещение пешек происходит в одном направлении – против часовой стрелки.
Как играть в короткие нарды: правила
Короткие нарды представляют собой особый вид расстановки на четыре группы вначале игрового процесса:
- пункты 1-6 относят к первому дому;
- пункты 7-12 к первому двору;
- пункты 13-18 ко второму двору;
- пункты 19-24 ко второму дому.

Некоторым участникам сложно запомнить, сколько однотонных фишек в коротких нардах ставят на доску – должно быть следующее количество пунктов и жетонов:
- в ячейку 24 – попадает 2 штуки;
- в ячейку 13 – располагают 5 штук;
- на места пунктов под номером 8 – следуют 3 штуки;
- на места пунктов под номером 6 – поставят 5 штук.
Выигрыш участника засчитывают в случае перевода пешек в «дом» и последовательного удаления с игрового поля. Отличие от длинных нард состоит:
- в перемещении пешек в противоположных направлениях;
- допускают суммирование выпадающих очков для перестановки одной шашечки;
- комбинация «дубль» предполагает перемещение четырех фигурок;
- пропуск хода бывает, если ячейка занята фишкой соперника.
Бешенные
Правила и цель игры в бешенные нарды не существенно отличается от длинных. Основная разница заключается в ограничениях и путях решения сложных комбинаций:
- при выпадении значительного числового значения на ход, который из-за нехватки шашек невозможно завершить, инициативу с очками передают сопернику;
- очень емкая и продуктивная комбинация «дубль» в бешенных нардах приносит еще больше удачи. Например, при положении кубиков на одинаковый счет 2:2, пешку передвигают определенное количество раз до шестерки – четыре раза по два, по три, по четыре, по пять, по шесть;
- в процессе сброса выпавший «дубль» указывает на возможность удаления увеличенного вдвое количества фишек;
- шашки, завершившие «кругосветное» путешествие по игральным секциям противника и возвращенные в «дом», запрещено перемещать на пункты по второму кругу.
Американка
На территории Северной Америки, в южной части континента местные жители установили собственные правила с теми же нардами.
В начале американки проводят жеребьевку, чтобы выбрать, какая фишка пойдет первой. На первый, второй, третий пункт выкладывают белые пешки в нижнем углу с левой стороны секционного отделения. Остальные девять жетонов размещают на бортике. Шашки противника занимают нижнюю правую четверть доски по следующей схеме:
- в 12 ячейку – 5 штук;
- в 11 ячейку – 3 штуки;
- в 10 лунку – 5 штук;
- в 9 лунку – 2 штуки.
Белые пешки имеют право первого хода. Фишки направляют против часовой стрелки. В североамериканских нардах участвует комбинация, которая запирает шашечки противника путем выстраивания цепочки из шести жетонов «своего» цвета.
Кто первым выбрасывает все фигурки с игрового поля, получает три дополнительных бонуса в виде трех ставок и становится победителем.
Гюльбар
Динамичный и стремительный подвид длинных нард предполагает усовершенствованную вариацию классического расклада на игровом поле. Первоначальная диспозиция фишек совпадает с правилами в длинных пунктах. Основными отличиями являются следующие схемы, стратегии и комбинации:
- в положении, когда участник поединка по разным причинам не может сделать ход, инициатива передается сопернику;
- при попадании в «дубль» гюльбардист обязан выполнить столько удвоенных комбинаций, начиная с выпавшего номера, сколько осталось до шести. Например, если выпал показатель 4:4. Количество последовательных шагов будет выглядеть так – четыре раза по 4, столько же по 5 и 6.
Читайте также: Как научиться играть в карточного Дурака и выигрывать
Нарды-гюльбар не требуют глобальных аналитических раздумий – здесь соперники полагаются на удачу. Выпадающие кубики указывают на количество очков, которые в результате дубля удваиваются, поэтому играющие быстро приходят к итогу в «дом». Это вызывает эмоции и реакцию болельщиков. После окончания гюльбара происходит замена участника и поединки продолжаются.
Гюльбар-нарды вызывают интерес, так как не требуют знания огромного массива информации, правил, ограничивающих комбинаций – гюльбардисты бросают кости, выполняют перемещение фишек.
Голландский триктрак
Старинная французская игра, перекочевавшая из Персии вместе с торговыми караванами, завоевала сердца простых людей – с XV века мореходы, торговцы, военные и местные жители начали «резаться» в нарды.
- Старт триктрака начинают с выбора играющего, который пойдет первым.
- Правила предполагают передвижение двух или одной шашечки по каждому ходу.
- В стакане трясут кости, желая получить «дубль» либо максимально удачную комбинацию значений.
- Нардисту, занявшему первым 12 ячеек, назначают триктраковский флажок из слоновой кости.
- Двенадцать триктраковых стержней или флажков означают победу,завершение партии.
Понятие «французский триктрак» означает разновидность игры в короткие нарды, усложненную особыми правилами с наличием промежуточных достижений – голландские нардисты занимают 12 пунктов или клеток на поле, чтобы получить солидный куш.
Правила простые, понятные – позволяют положиться на удачу, демонстративно расколачивая кости в стакане и выбрасывая на доску. Повсеместному распространению триктрака способствовало отсутствие дорогого реквизита, игральных приспособлений, простые и понятные правила участия и состязаний.
Как выиграть в длинные нарды: секреты и тактика
Полезные советы и общие рекомендации профессиональных игроков
Секрет удачного хода – простое везение. Выпавшие кости указывают, насколько можно продвинуть фишку. Сложно ускорить перемещение шашек с помощью интеллектуального продумывания схемы или использования выверенной стратегии. Хорошая тактика позволяет удачно противостоять противнику, если в костях не выпадает крупный куш:
- если необходимо быстро перевести фишку в направлении «дома», суммируют выпавшую комбинацию и на максимальное количество шагов двигают пешку;
- если противник наступает по всем «фронтам», имеет смысл сосредоточить внимание на защите позиции и выстраивании цепочки из шести фигур, чтобы не пропустить противника на «свою» половину двухсекционного поля. Такой финт возможен только в короткой разновидности нард;
- размеренно расставляя пешки по свободным пунктам, играющий создает невозможность расположения жетонов противника и тот вынужден пропустить ход;
- дефицит хода дают стоящие рядом шашечки в количестве шесть штук;
- закрывают ячейки соперника, чтобы ограничить доступ на «свою» часть поля;
- при выпадении незначительного значения очков занимают «оборону», при «дублях» и максимальных значениях двигают колонну фишек по кругу, чтобы быстрее добраться до «дома».
Мастера по нардам с опытом проведения турниров более трех лет, рекомендуют быстро ориентироваться в ситуации и предпринимать комбинированные шаги. Где-то уместно применять оборонительную тактику, где-то внедрить наступление на территорию соперника. Хитрости ведения каждой партии состоят в том, чтобы предугадать поведение соперника, не показывать демонстративно собственную схему продвижения.
По внешнему виду не дают определить, насколько рады или огорчены выпавшей комбинации – любая цифра означает шанс на победу и продвижение к заветной цели. А как она будет использована, зависит от того, насколько самостоятельное решение принимает игрок.
В нарды, конечно, модно научиться играть самостоятельно и узнать правила, но настоящие умения можно получить только играя с сильным соперником, который ещё и будет давать практические советы по игре.
Сколько пробовала научиться играть в нарды, так и не смогла осилить эту науку. Для меня это так же сложно, как игра в шахматы. Для игры в нарды нужно иметь стратегический склад ума, чтобы предугадать все возможные ходы. Но как играют другие, наблюдаю с удовольствием.
Меня играть в нарды учил муж, это наша любимая настольная игра. Люблю «длинную» и игру «6/1». Главное в игре в нарды, это честность и стратегия. Конечно видеть поле, строить стратегии придет только с опытом.
Хочу выразить чисто личное женское мнение по этой игре. Эта игра мужская, она поддается изучению и далее успеху мужчинам с ее логикой. Сколько я за нее не садилась, все равно мысли не в том направлении идут, хотя был и хороший учитель.